Культура Китая в III—VI вв.

Культура Китая в III—VI вв.

Завоевание северной части Китая кочевниками не прервало общего развития китайской культуры. Сами завоеватели восприняли китайский язык, китайские имена, обычаи, просвещение и в конце концов слились с китайским населением. Правда, литература в этот период в северной части Китая не получила серьёзного развития, но живопись и ваяние там процветали. Расцвет этих видов искусства на севере был связан в известной мере с буддизмом: в буддийских храмах помещались статуи различных божеств и святых. Сохранилась стенопись «пещер тысячи будд» — знаменитого пещерного буддийского монастыря в Дуньхуане, на крайнем западе нынешней провинции Ганьсу (начало постройки—IV в.). Наряду с картинами, посвящёнными буддийским религиозным сюжетам, тогда же начали появляться и картины на сюжеты из народной жизни, но эта линия живописи получила развитие лишь позднее.

Высокого расцвета достигла культура Южного Китая. Сохранилось довольно много народных песен, причём некоторые из них восходят к ещё более раннему времени. Из литературных произведений господствующего класса следует отметить «Антологию литературы» («Вэпь сюань»), составленную около 530 г. кружком придворных литераторов во главе с принцем лянского дома Сяо Туном. В неё входят различные произведения в стихах и прозе на философские и исторические темы, надгробные слова, послания и письма. Повествовательные литературные произведения в этой антологии вовсе отсутствуют. Главным в литературном произведении придворные литераторы считали мастерство словесной формы.

Стенная роспись в пещерном монастыре в Дуньхуане. VII-X вв.

Иную линию в литературе представляла поэзия Тао Цяня — одного из великих поэтов Китая. Тао Цянь (365—427) был мелким землевладельцем. Но он ушёл из деревни в город и стал чиновником. Однако очень скоро, как писал сам Тао Цянь, он почувствовал, что не его удел «ради пяти мерок риса гнуть спину перед властями». Поэтому он вернулся к себе в деревню. Тао Цянь стал поэтом, воспевавшим крестьянскую жизнь и вместе с тем с гневом и с горечью обличавшим пороки правителей. Замечательна его поэма в прозе «Домой!», в которой Тао Цянь выразил свою любовь к родным полям.

Там же, на юге Китая, развивалась и живопись. Этим китайский народ обязан своему великому художнику Гу Кай-чжи (конец IV — начало V в.), в картинах которого отражалась живая действительность того времени. К сожалению, из его художественного наследства сохранилось лишь очень немногое. Тогда же превратилась в искусство и иероглифическая каллиграфия, став важнейшим видом графики. Её расцвет связан с именем Ван Си-чжи (307—365), ставшим для последующих поколений «богом каллиграфии». До нас дошли также прекрасные образцы керамики, погребальных изображений и барельефов, являющиеся творениями народных мастеров.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Культура Китая в III—VI вв." в других словарях:

  • Культура Китая во второй половине XVII в. — Маньчжурское завоевание, не прервав общего развития китайской культуры, все же сильно задержало рост тех сил, которые уже со второй половины Минской эпохи, во всяком случае с XVI столетия, подтачивали феодальный строй. Культура при Цинской… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Идеология и культура Китая в период династий Хань — Существование на протяжении нескольких веков единой Ханьской империи способствовало расцвету культуры древнего Китая. За этот период были достигнуты значительные успехи в области естественных и точных наук и философии, дальнейшее развитие… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Идеология и культура Китая в V — III вв. до н. э. — Развитие естественно научных знаний и философии Важные сдвиги в социально экономической и политической жизни Китая сопровождались крупными успехами в развитии культуры. Потребности земледелия вызвали очень раннее возникновение в древнем Китае… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Идеология и культура Китая до середины I тысячелетия до н. э. — Китайская культура оказала огромное прогрессивное влияние на все народы Дальнего Востока. Велик вклад китайского народа в сокровищницу всей мировой культуры. Древнейший период развития китайской цивилизации относится ко времени царств Шан и Чжоу …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… …   Википедия

  • Материальная культура и искусство Китая в III-VIII вв. — Из памятников архитектуры танской эпохи сохранилось очень немногое. Но по этим памятникам, а также по имеющимся описаниям и изображениям дворцов и храмов можно судить о высоком уровне строительного дела в Китае. В танской архитектуре сочетались… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Культура археологическая — Археологическая культура  совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… …   Википедия

  • Культура Хуншань — Нефритовый дракон культуры Хуншань Культура Хуншань (кит. упр. 紅山文化, пиньинь: hóngshān wénhuà)&# …   Википедия

  • Культура Яншао — Яншао (кит. 仰韶文化, пиньинь Yǎngsháo Wénhuà)  устоявшееся в прошлом название группы неолитических археологических культур, существовавших на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ) в V II тыс. до н. э. Выделена в 1921 на материале… …   Википедия

  • Музыка Китая — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»